| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 22RS0066-01-2023-004399-38 |
| Дата поступления | 24.06.2024 |
| Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Другие, возникающие из трудовых отношений → Иные, возникающие из трудовых правоотношений |
| Судья | Черемисина Ольга Сергеевна |
| Дата рассмотрения | 16.07.2024 |
| Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Алтайский краевой суд |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Железнодорожный районный суд г.Барнаула |
| Номер дела в первой инстанции | 2-518-24 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Злобина Елена Александровна |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Передача дела судье | 25.06.2024 | 11:01 | 25.06.2024 | ||||||
| Судебное заседание | 16.07.2024 | 10:45 | 125 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 27.06.2024 | |||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 19.07.2024 | 14:49 | 22.07.2024 | ||||||
| Передано в экспедицию | 26.07.2024 | 10:04 | 29.07.2024 | ||||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ИСТЕЦ | Доровских К.Е. | ||||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Камнев И.Н. | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | КГБУЗ Алтайская центральная районная больница | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Министерство здравоохранения Алтайского края | ||||||||
|
Судья Злобина Е.А. |
Дело № 33-7074/2024 (№ 2-518/2024) УИД 22RS0066-01-2023-004399-38 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
|
16 июля 2024 года |
г. Барнаул |
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
|
председательствующего |
Масликовой И.Б., |
|
судей |
Черемисиной О.С., Попова С.В., |
|
при секретаре |
Тенгерековой Л.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Д.К.Е. – Камнева Ивана Николаевича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 марта 2024 года по делу
по иску Д.К.Е. к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным требования.
Заслушав доклад судьи Черемисиной О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.К.Е., действуя через представителя Камнева И.Н., обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором, с учетом уточнения, просила признать незаконным требование Министерства здравоохранения Алтайского края (далее – Минздрав Алтайского края) от 15.12.2023 *** о возврате части компенсационной выплаты в размере 654 983,57 руб.
В обоснование исковых требований указано на то, что 03.10.2018 Д.К.Е. принята на работу в КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница» (далее - КГБУЗ «Алтайская ЦРБ»). По договору *** от 02.11.2018 получила от Минздрава Алтайского края компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб., при этом согласно указанному договору как медицинский работник обязана в течение 5 лет выполнять трудовые обязанности в должности врача-невролога. В связи с рождением ребенка 19.06.2019 истец находилась в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Вместе с тем, действия ответчика свидетельствуют о том, что с учетом условий договора от 02.11.2018 ответчиком фактически не признано наличие у истца права на отпуск по беременности и родам, уходу за ребенком в период трудовых отношений, истец по существу лишена права на такой отпуск в период, который она должна отработать в обязательном порядке. В связи с указанным истец полагала требование незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06.03.2024, с учетом определения об исправлении описки от 27.04.2024, исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Д.К.Е. – Камнев И.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что в договоре о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам не указано, что период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также отпуске по уходу за ребенком исключается из пятилетнего срока исполнения трудовых обязанностей, в договоре не оговорено условие о продлении его действия на указанный период отпусков. Полагает, что в силу программы «Земский доктор» время нахождения в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком должно засчитываться в пятилетний срок работы. Кроме того, при трудоустройстве Д.К.Е. были даны разъяснения о том, что указанные периоды войдут в трудовой стаж и в срок действия данного договора.
В письменных возражениях на жалобу третье лицо КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Д.К.Е. – Камнев И.Н. апелляционную жалобу поддержал, на доводах о незаконности действий ответчика по невключению времени нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком в период трудовой деятельности для расчета единовременной выплаты, подлежащей возврату соразмерно неотработанному времени, настаивал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Кочетков Н.Е. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по доводам, приведенным в жалобе.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 02.10.2018 между Д.К.Е. и КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» заключен трудовой договор ***, по которому Д.К.Е. принята на работу на должность врача-невролога по основной работе на неопределенный срок (т. 1, л.д. 13-16).
К исполнению трудовых обязанностей Д.К.Е. приступила 03.10.2018.
02.11.2018 между Д.К.Е. и Министерством здравоохранения Алтайского края заключен договор *** о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2018 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек (т. 1, л.д. 6-7).
Согласно п. 1.1 указанного договора Д.К.Е. - медицинский работник, не имеющий неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывший (переехавший) в 2018 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек, обязуется исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности врача-невролога, включенной в программный реестр должностей и в соответствии с трудовым договором, заключенным с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ», в связи с чем Минздрав Алтайского края обязуется предоставить ей единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб.
Трудовая деятельность осуществляется медицинским работником по основному месту на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (п. 1.2 договора).
В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2 договора медицинский работник обязуется исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дна заключения договора на должности врача-невролога, включенной в программный реестр должностей, и в соответствии с трудовым договором, заключенным с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ», а также продлевать договор на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 ТК РФ).
В период с 24.04.2019 по 10.09.2019 и с 11.09.2019 по 26.09.2019 Д.К.Е. предоставлен отпуск по беременности и родам, что подтверждается приказами КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» *** от 24.04.2019, *** от 25.07.2019 (т. 1, л.д. 185, 186), а также листками нетрудоспособности за указанные периоды. Всего период указанного отпуска составил 156 календарных дней.
На периоды с 27.09.2019 по 29.12.2020, с 30.12.2020 по 29.06.2022 Д.К.Е. предоставлены отпуска по уходу за ребенком приказами КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» от 06.09.2019 ***л, от 29.12.2020 ***л (т. 1, л.д. 187, 188). Всего период указанных отпусков составил 1007 дней.
Наряду с указанным, в период с 10.04.2019 по 12.04.2019 Д.К.Е. по ее заявлению был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (3 календарных дня) по семейным обстоятельствам, что подтверждается приказом КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» № 15-бс от 10.04.2019 (т. 1, л.д. 176).
Согласно листкам нетрудоспособности в периоды с 14.11.2018 по 22.11.2018 (9 календарных дней), с 12.02.2019 по 26.02.2019 (15 календарных дней), с 27.02.2019 по 01.03.2019 (3 календарных дня), с 20.03.2019 по 29.03.2019 (10 календарных дней) Д.К.Е. не исполняла свои должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности (всего – 37 календарных дней).
В период с 30.06.2022 по 01.07.2022 истцу по ее заявлению предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (2 календарных дня) (приказ КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» № 28-бс от 28.06.2022) (т. 1, л.д. 189).
В соответствии с листками нетрудоспособности в периоды с 30.07.2022 по 05.08.2022 (7 календарных дней), с 19.08.2022 по 26.08.2022 (8 календарных дней), с 14.11.2022 по 18.11.2022 (5 календарных дней), с 08.12.2022 по 12.12.2022 (5 календарных дней), с 23.01.2023 по 06.02.2023 (15 календарных дней), с 14.02.2023 по 20.02.2023 (7 календарных дней), с 05.04.2023 по 12.04.2023 (8 календарных дней), с 16.05.2023 по 24.05.2023 (9 календарных дней) Д.К.Е. не исполняла свои должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности (всего – 64 календарных дня).
Суммарное количество календарных дней, в течение которых истец не исполняла трудовую функцию (без учета очередных ежегодных оплачиваемых отпусков, составляющих время отдыха в соответствии со ст.ст. 106, 107 ТК РФ) составило 1 269 дней (5 дней – отпуска без сохранения заработной платы, 101 день – дни временной нетрудоспособности, 156 дней – отпуск по беременности и родам, 1 007 дней – отпуск по уходу за ребенком).
С 06.10.2023 Д.К.Е. уволена по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), что подтверждается приказом КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» № 378-л от 25.08.2023 (т. 1, л.д. 31 оборот).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, применяя к спорным правоотношениям положения ТК РФ, Порядка предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, утвержденного Постановлением Правительства Алтайского края от 09.04.2018 № 108, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что в периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по беременности и родам, отпусках по уходу за ребенком, в периоды временной нетрудоспособности истец не исполняла свою трудовую функцию, в связи с чем в силу п. 2.1.2 договора она обязана продлить договор на указанный срок неисполнения трудовой функции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и в связи с этим не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно положениям указанной статьи в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (02.11.2018), в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов (ч. 12.1 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в ч. 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подп. «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подп. «в» настоящего пункта; 4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (ч. 12.2 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Средства, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации от возврата части единовременной компенсационной выплаты в соответствии с подп. «в» п. 3 ч. 12.2 настоящей статьи, подлежат возврату в течение трех рабочих дней в бюджет территориального фонда для последующего перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет Федерального фонда (ч. 12.3 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Приложением № 3 к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Пунктом 6 указанных Правил, в редакции от 01.03.2018, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются: а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии и которые включают, в том числе порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подп. «д» п. 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 ТК РФ); возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам; возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника); иные условия, зависящие от особенностей административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации.
С целью получения межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительством Алтайского края издано Постановление от 09.04.2018 № 108, которым утвержден Порядок предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек.
Данное постановление действовало на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (02.11.2018), утратило силу 10.04.2019 в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 10.04.2019 № 124.
Данным Порядком в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, устанавливалось, что право на получение выплаты предоставляется медицинскому работнику один раз за весь период трудовой деятельности (п. 3 Порядка).
Договор о предоставлении выплаты предусматривает: а) исполнение трудовых обязанностей в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 ТК РФ); б) возврат в краевой бюджет части выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам; в) возврат в краевой бюджет части выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) или возможность продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника); г) ответственность медицинского работника за неисполнение предусмотренных договором обязанностей, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в подп. «б» и «в» настоящего пункта (п. 13 Порядка).
Из материалов дела следует, что 06.10.2023 действие трудового договора, заключенного с Д.К.Е., прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Анализ условий заключенного с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты свидетельствует о том, что соглашением сторон не предусмотрено, что при реализации ею права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных ст.ст. 253 - 264 ТК РФ, в том числе права на отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, соответствующие периоды отпусков могут зачитываться в пятилетний срок отработки (работы по должности).
Из буквального толкования договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, могут засчитываться только те периоды, в которые Д.К.Е. непосредственно исполняла трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, с зачетом в них выходных, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков.
Вместе с тем, по смыслу приведенных выше правовых норм, а также ТК РФ отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком не относятся к предусмотренному законом времени отдыха (ст.ст. 106, 107 ТК РФ), поскольку направлены не на восстановление сил и здоровья работника, его трудоспособности после исполнения трудовой функции, а связаны с защитой материнства и детства и в целях исчисления срока исполнения трудовых обязанностей по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учету не подлежат.
Таким образом, учитывая, что во время нахождения в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком Д.К.Е. не исполняла трудовые обязанности врача-невролога на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, данные периоды не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Доводы истца об отсутствии законных оснований для исключения периода нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком из пятилетнего срока трудовой деятельности, который истец обязана отработать, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречат вышеуказанным положениям закона, Порядка предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат, а также положениям п. 1.1 договора от 02.11.2018 ***.
Учитывая, что предусмотренный нормативно-правовыми актами, а также условиями договора от 02.11.2018 пятилетний срок осуществления трудовой деятельности с выполнением непосредственных обязанностей по должности врача истцом Д.К.Е. не отработан, в связи с увольнением истец прекратила исполнять возложенные по договору от 02.11.2018 обязанности по выполнению трудовой функции медицинского работника в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ», при этом увольнение произведено по собственному желанию истца, предъявление КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» требования истцу о возврате части компенсационной выплаты, предоставленной на основании договора от 02.11.2018, соразмерно неотработанному времени, является правомерным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия, проверив решение суда в установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ пределах, находит судебное постановление отвечающим требованиям законности и обоснованности, основанным на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах, не усматривая оснований для отмены решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Д.К.Е. – Камнева Ивана Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 июля 2024 года.





